«Памяти иерея Даниила Сысоева», или О том, как была написана песня

С отцом Даниилом я и моя жена познакомились, кажется, году в 2008-м. Познакомились, конечно, не лично, а через его аудиобеседы. Помню, как поначалу была непривычна его речь: быстрая, немного сбивчивая, без нарочито возвышенных интонаций, но достаточно яркая, скорее даже пламенная. Но главное, как просто и ясно он излагал христианское учение. Благодаря отцу Даниилу Священное Писание «ожило» для нашей семьи. И произошло это как раз в тот момент, когда моя вера понемногу уже начинала угасать в суете. Отец Даниил, на мой взгляд, реально обладал апостольским даром: так дерзновенно он нёс Слово Божье людям, буквально зажигая сердца огнём Пятидесятницы. Его слова врезались в память навсегда, они действительно жгли, как горчичное зерно, с которым сравнил Господь Царство Небесное. Первая же его беседа почти потрясла меня. «Как Бог управляет миром…» Изучая Православную веру, я надолго завяз в попытках всё рационально объяснить и доказать. Мне казались убедительными доводы современных исследователей, пытающихся совместить христианское учение с научными теориями, которых придерживается мир. Отец Даниил всего лишь прочёл 103-й псалом, а потом, комментируя, сказал: «Представляете, Господь пальчиком прикасается к горе, и начинается извержение вулкана». И тут только до меня дошло, насколько ущербна вся наука по сравнению с чистым Откровением Бога, которым мы, грешные, зачастую пренебрегаем. Стало так тепло от этих слов, и стали так понятны и близки мысли святых о том, что всё в руках Господа. На мгновение даже возникло физическое ощущение: мы в руках Господа…

Или его мысли о смирении. Смирение – это не то, когда человек говорит, что он чего-то, например, священства, недостоин. Смирение – это то, когда человек говорит: «Если это угодно Господу, я это сделаю». Как Пресвятая Богородица сказала архангелу: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». Комментарий о. Даниила: «Вот истинное смирение, которому нужно учиться». Лично для меня это стало открытием.

В 2009-м году мы с женой ещё учились в Тверской мед. академии, с сентября жили в однокомнатной квартире с грудным Ванечкой. Порой сильно уставали, спать ложились поздно, и читать вечерние молитвы вместе, как это было раньше, не получалось. В одиннадцатом часу вечера 19-го ноября, превозмогая усталость, я позвал Наташу прочесть Евангелие. Закладка лежала на 23-й главе Евангелия от Матфея. Завершается она словами Господа, обращёнными к фарисеям: «Да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником…» На следующий день включил интернет. Обычно нарочно отводил взгляд от новостных строк, чтобы не отвлекаться, но на этот раз что-то необъяснимое заставило меня посмотреть туда. И вот: убит отец Даниил… Комок слёз застрял в горле. Когда, где? Оказалось, вчера, в одиннадцатом часу вечера. Между храмом и жертвенником. Мы вчера об этом читали…

Песня «Памяти иерея Даниила Сысоева» у меня появилась позже. Рассказав это чудо, я спросил батюшку, для чего Господь это делает и как на это реагировать. Он ответил, что мы не всегда можем это понять. Но, возможно, именно то, что произошло, вдохновило на написание песни. Да, безусловно, и для этого тоже. И для укрепления в вере, которая, по определению Православного Катехизиса, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». И для утешения, чтобы хоть иногда чувствовать и знать, что святые близки к нам, Господь близок, и мы не вотще трудимся, а постоянно участвуем в Его Замысле об этом мире и о нас, если этого хотим…

 

31.12.2011г. Андрей Никитенко


Назад к списку