Почему православные неправославны?

В чем причина ухода из церкви крещеных людей, прихожан ?  На сайт пришло несколько писем с попыткой указать на возможные причины. Рекомендуем после прочтения дискуссии ознакомиться с видео и печатной копией беседы "Расцерковление: беда Церкви или проблема уходящих?" на научно богословском портале.

Письмо 1.

Здравствуйте. Иногда захожу на ваш сайт. Вот думаю, напишу свой комментарий. Может, кому пригодится. Я в храм хожу достаточно долго, больше десяти лет. Много чего увидела там хорошего и не очень. В храм имеется ввиду вообще в церковь. С начало этот весь мир меня заворожил, все казалось таким необыкновенным, святым. Я никакого понятия не имела о душе и ее жизни, только лишь смутно, что- то представляла себе об этом. Это был период неофитства так называемый, духовного младенчества. Кто этот период прошел, тот меня поймет. Это когда отстоишь пару служб, прочитаешь с десяток книг, найдешь себе духовника и все можешь вступать на тропу проповеди и спасения мира. И лучше всего начинать с домашних своих))) . Намериваясь создать семью, конечно, я думала, все будет у меня только по христиански и по православному!!! О, Господи как я сейчас тебе благодарна, что этого не случилось, чтобы только могло из этого получится. Проходя ступеньку за ступенькой своего духовного роста и жизненного пути, я начала понимать многие вещи по-другому. Почему в наших храмах столько много детей младшего возраста, все они улыбаются, строятся гуськом на причастие, прикладываются к иконам и т.д. При храмах порой целые воскресные школы работают. А теперь подведите итоги, сколько детей из них во взрослой жизни в церкви останутся, это мизерный процент. Мои сверстники, пришедшие в церковь вместе со мной, почти все сейчас ничего не хотят иметь общего с ней и просто живут, как придется. Среди православных браков также немало разводов. Посмотрите, сколько детей приносят креститься, из них делают христиан, а сколько из них остается потом при церкви, боюсь, что почти никого. А в православных семьях порой вырастают отнюдь не благочестивые дети. А ответ на все эти сложные вопросы один - все эти люди приняли веру, православие как традицию, как панацею от всего чего угодно, но только не как серьезный шаг общения с Богом и изменением себя. И такая картина почти на каждом приходе. И это не только вновь пришедшие, это и люди, ходящие в храм годами. Хочу заметить, что среди верующих людей отношения очень сложные, натянутые, обиды глубже. Заметила такую особенность, когда новичок приходит и принимает веру, челове к меняется на глазах, и порой не в лучшую сторону. Женщины, как правило, ударяются в благочестие не по разуму, начинают одеваться как матрешки, доводят своих мужей своим благочестием до такой степени, что им приходится искать спасения на стороне, и порой в чужих объятиях. А потом эти незадачливые жены сидят и плачут Богу, как же так я же православная, в храм хожу, причащаюсь, исповедуюсь, пощусь и муж бросил. Ну, наверно это искушение, бес моего благоверного попутал, надо по монастырям в турне пускаться вымаливать. И никак эта горемыка не хочет признать, что это она первая и последняя причина своего несчастья. И скажите, разве этому учил Спаситель! Или Брак. Если девушка иль парень из церковной среды, то все он изначально обречен на СЧАСТЬЕ. Ну а если повенчались, то вообще считай, что жизнь удалась. И смотрите девушку на дискотеке в жены не берети, а тем более не целуйтесь до брака и за ручки не ходите. Это же ГРЕХ!!! И никто не объяснит этим молодым людям, что если они не научатся отвечать за свои поступки, нести ответственность за других, терпению, любви, жертвенности, то они и средь ангелов не уживутся. В итоге такие браки не спасает ни вера, ни религия. Мужчин в наших храмах на много меньше, это и понятно. Прежде чем, что- то принять, они все пропустят через свою железную логику. Это наверно и спасает их от фанатизма и слепого верования. Правда кто все - таки задержался, все хотят непременно стать миссионерами или священниками, просто батюшка благословил и все, не важно, есть ли у меня к этому призвание, желание, готовность жизнь ради Бога и людей положить, семью свою к этому же привести. Как правило, это желание проходит вместе с неофитством, и дай Бог, чтобы эти люди успели остановиться, иначе неминуемы жизненные трагедии. СЕМЬЯ это вообще отдельный разговор. Многие православные мамы и папы решили, что исключив телевизор, компьютер и другие прелести современной жизни, этим они служат добром своим детям и тем самым обрекают их на «спасение». Причем зачастую сами родители получили образование, пол жизни смотрели телевизор, гуляли с простым людом и сейчас ходят на обычные работы с обычными людьми, порой совершенно далекими от веры. И конечно каждый родит ель мечтает отдать своего ребенка в школу для православных. Родители за что же мы так не любим своих детей, что хотим из них вырастить ни к чему не пригодных людей. Разве этому учит Евангелие? Вы будьте свет миру и солью земли!!! Не запрещать и отнимать надо, а научить наших детей ПРАВИЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ основанной на своем выборе, на богодарованной свободе, на ответственности которую Бог возложил на каждого человека и любви к своим ближним, неважно кто каких взглядов и ходит ли он в храм. И не пугать наказаниями, грехами. Бог никого не наказывает, мы сами делаем и совершаем свою жизнь бесконечным выбором между добром или злом каждый день. И совершенный грех неминуемо принесет и скорбь за собой, а добро плоды. Бог лишь помогает нам всегда или попускает случится, тому, в чем мы так упорствуем. Но порой, каких только обвинений не услышишь в адрес Бога и среди верующих. Само восприятие Бога у нас христиан крайне убогое. И многое чего еще можно говорить, но это одни из немногих причин по которым уходят люди из церкви, и самое главное наши дети. Поэтому друзья, если вы только пр ишли в храм, а может, уже давно ходите, не теряйте голову, будьте рассудительны, не перекладывайте всю свою жизнь на благословения батюшек, духовников, прихожан или еще кого-то. Учитесь сами нести за свою жизнь ответственность, но с помощью Божьей и церкви. Не отдаляетесь от мира как от чего - то скверного и не нужного. Бог все создал прекрасным и для нас. И он любит всех без исключения. И задача христиан не в спасении всех и вся, а как говорил препод. Серафим Саровский «цель христианской жизни в стяжании Духа Святого» и преображения своей души, исправления своих духовных недугов. Будет это, а из этого правильное духовное устроение и жизнь вас и вашего окружения, прихода, класса, общества. И давайте стараться жить так, чтобы не получилось как в этой притчи: «Сидит человек на паперти церковной и плачет. К нему подходит другой и спрашивает, о чем он так горько плачет и печалится. Тот не поднимая глаз, отвечает - «Вот пришел в храм, а меня не пустили...», тогда человек, который к нему подошел, ответил: «Не расстраивайся, меня давно туда уже не пускают». Плакавший, поднял голову и увидел пр ед собой Христа».

Матина.

Ответ прихожанина.

Добрый вечер, Марина!
Позвольте несколько мыслей от богословски неграмотного мирянина- неофита, работающего в церкви очень-очень недолго - чуть более 10 лет.
Давайте начнем с детей: предположим, 10 лет назад им было 7 лет (начало осознанной христианской жизни - начало исповеди); сейчас им сколько? - правильно, им взрослая жизнь еще грезится. По каким критериям можно оценить число тех, кто будет посещать храм? - сколько их останется в храме, думаю, об этом только Господь знает.
О сверстниках: из моих знакомых сверстников не знаю ни одного, кто ,придя в храм осознанно, перестал бы участвовать в таинствах церковных. Значит речь идет не вообще о сверстниках, а именно о Ваших знакомых- сверстниках. Уже не так мрачно! Кстати, Марина, Вы не были на Великорецком крестном ходе (в 2012г. до 30 тыс.чел.; см. http://karacharovohram.prihod.ru/gallery/view/id/1103091#gallerytop)? - узнайте о нем, сходите хотя ба раз и напишите Ваши мысли.
О православных: наша страна исторически православная, поэтому многие не размышляют о том, какую религию выбрать; многие с гордостью называют себя православными, крестятся и носят крестики. Скажите: являются ли они ПРАВОСЛАВНЫМИ? А браки, освященные таинством Церкви, автоматически ли ПРАВОСЛАВНЫ? Правильно, и детки в том же духе воспитываются. У Вас, Марина, есть ли статистика, сколько человек из общего количества пришедших в храм (в любой) ходят туда каждое воскресенье? .. И по теме: о "ПРАВИЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ" - о ней Вам любой неофит целую лекцию прочтет. Что о НЕЙ написал Господь наш Иисус Христос? - совершенно верно: ничего! - Он передал нам ЕЕ через Своих учеников в таинствах Своей Церкви. И потому только те из крещенных, кто живет жизнью церкви (имеют духовников, исповедуются, причащаются, борются со своими страстями, то есть меняют СЕБЯ) могут называться православными (примерно десятая часть из постоянно посещающих храм).
О православных школах: на сколько известно, в Конаково матушке Наталье Васильевне (супруге о. Вадима) удалось создать только 1 класс с православным уклоном! А в масштабе России? Воскресные школы? - у нас священства катастрофически не хватает (нужно хотя бы 1-го на 10 тыс. населения)!
Мы все "родом из детства": да - да, из советского. 70 лет геноцида, вытравливания Бога из душ ("Бог есть любовь") да 20 лет "прививки" ценностей запада! Вот Вам и генетика. От худого дерева не жди добрых плодов! Да и батюшки на землю не на парашютах спускаются…
Что касается веры: мы не можем никого привести к вере - это дар, который дает Господь! - мы можем только свидетельствовать о ней своей жизнью. А спасаемых Он называл малым стадом. Те же, кто отошли от церкви - выражают свое отношение именно к Богу! Ни много ни мало. Можно искать виноватых, корить себя и других за неправославный образ жизни и дурной пример, но каждый человек имеет Богом дарованную свободу и сам- лично- с 7 лет отвечает за свой выбор. Это в притче о сеятеле. Почему уходят? - Вы сами дали ответ: гордость, эгоизм, самолюбие. Эти страсти сами собой не уходят, их выкорчевывать надо. А гордый рано или поздно - предаст (посмотрите фильм Начало: http://karacharovohram.prihod.ru/videomaterials/view/id/30002 ).
А вот что Вы имели ввиду в притче о церкви без Христа?
"Не отдаляетесь от мира как от чего - то скверного и не нужного", говорите Вы. А интересно, что Господь сказал о дружбе с миром? (если, конечно, мы под словом "мир" имеем ввиду одно и то же)
О. Вадим говорит: "Всего несколько лет назад ребятишки дразнились, прохожие вслед сплевывали, а теперь и старики под благословение подходят".
Вот Вам, Марина, и статистика...
Простите, Марина, за ответ. Вы скажете: "Я ему про Фому, а он мне про Ерему"; Вы пишете для "не по разуму живущих", а я отвечаю Вам. Что происходящее неизбежно. Но Господь творит чудеса!

Письмо2.

Здравствуйте. Начну по порядку отвечать ))). Мне уже за 30 лет и моим знакомым тоже около того и больше. Из той группы друзей, которые начали ходить в храм (при чем все с разного возраста, кто то и с детства) на приходах остались буквально 5-6 человек из 25-30.Никакой общецерковной конкретной статистики привести, конечно, я не могу, только что касаемо моего личного опыта и жизни. Вам для этого лучше обратится в епархию, там собирают такие данные с каждого прихода: сколько окрестили, повенчали, отпели и т.д., ну конечно вряд ли там отмечают, сколько людей это привело в храм. О Великорецком крестном ходе слышала, и фильмы смотрела, и даже многих с вашего прихода и нашего знаю, кто туда ходил. Для меня лично это подвиг и труд, который они делают. Но хочу заметить, что с вашего прихода, например, туда ходят из года в год одни и те, же люди, как правило, это уже давно верующие женщины или семьи с глубоко церковным укладом, молодежи мало. Вы говорите вот, что у нас православная религия в стране, поэтому многие не разбирая, крестятся, венчаются потому, что так надо. Так это вопрос как раз не ко мне, а к батюшкам в первую очередь и людям, которые служат на приходах. Вот проследите сами, хотя бы на своем приходе. Хотите повенчаться, покрестится, нет проблем, приходите в ближайшие выходные и ВСЕ. Пара минут лекции перед самим крещением, объяснение по ходу крещения, что же все- таки происходит и все перед вами готовый продукт-христианин. Да и завтра не забудьте принести детишек к причастию и сами приходите. Вот на этом церковная жизнь таких людей и заканчивается, как правило. Думаю и для вас это не секрет и при желании это можно, и просчитать и проследить. Вот об этом я и хотела написать в прошлом комментарии. Что все, что с легкостью в жизни приобретается, не жалко и терять. Есть церковь, спасительные таинства, но содержимое их не доносят до людей в том должном виде, в котором это принесет свой плод! Все сосредоточено вокруг самого процесса, но человек порой над которым это совершается, стоит и не понимает самой сущн ости всего происходящего. Человеку, только пришедшему в храм, изначально дают понять, что все очень просто и не так уж и серьезно. Я и сама была встречена так же и наверно те люди, которые уходят, пережили это. Тоже касается и венчания. Вам не кажется, что именно это халатность и не приводит людей в церковь и количество не важнее качества. И, к примеру, прежде, чем допустить, кого то на принятия таинства не должно ли священнику или человеку опытному с прихода провести пару уроков с такими людьми, рассказать им вообще о вере, о Боге, о том, что с принятием этой веры как им придется менять свою жизнь, готовы ли они сделать этот СЕРЬЕЗНЫЙ ОСОЗНАННЫЙ шаг или пока подумают и решат. Заметьте, и Спаситель никого без разбора не призывал к вере, даже своих апостолов он спрашивал, не желают ли отойти от него и многие отошли, а многие своим желанием и верой утвердились в своем выборе. Это было важно и есть для Бога - свое волеизъявление человека, а не, потому что куда все туда и я. Уверенна количество желающих поуменьшится, но и качество тоже. Ведь вы и сами наверняка знаете, что церковь и таин ства сами по себе не спасают, и причастие можно принимать себе во вред. И апостолы об этом в писании упоминают, что многие из вас, поэтому и болеют и даже умирают, что принимают таинства без рассуждения. Сомневаюсь, что когда вы переступили порог храма, об этом догадывались, но у нас много верующих, которые годами ходят в храм и не знают об этом до сих пор. Вот в чем беда то. Вы говорите, что кто ходит в храм, исповедуется и причащается, тот и есть православный. Это и есть тот отряд оловянных солдатиков, которые, не смотря на весь каламбур, все сумели преодолеть, переосмыслить и ОСТАТЬСЯ, потому что им открылся другой мир, произошла встреча с Богом, и они не могут это уже забыть и оставить. А кто ушли это как раз те, которые имели желание, но еще не имели возможности и знаний, опыта преодолеть первый шаг или застряли на нем. Да им посеяли семя веры, но на почву души еще окаменевшую, неплодотворную, оно и засохло вскоре и не дало плода. И за место молока им предложили сразу хлеб осилить. Или еще хуже семя было пустым, без содержимого. А кто виноват, судите сами. Наверно это первая и последняя задача батюшек на приходах ВОСПИТЫВАТЬ паству, а не только совершать крестины и венчания. Вы, конечно, мне сейчас возразите, что у батюшек столько сейчас забот и храм надо построить и спонсоров найти и прочее, и я соглашусь. Да сейчас батюшки занимаются всем, чем только можно, но только не людьми. Не от этого ли так множатся сейчас ряд всевозможных сект??? Ну конечно скажи те вы, не надо искать причину их возникновения, лучше всего создать какай - нибудь очередной центр борьбы с ними и приступить к дискуссии. По поводу школ. Наталью Васильевну знаю давно и хорошо. Если вы были у нее на воскресных уроках, то наверно заметили, как она их проводит и что говорит детям. Если нет, то понаблюдайте, на мой взгляд, это один из не многих людей, который адекватно и грамотно преподносит материал. Она детей знакомит с их сущностью, душой, с тем, с чем они встречаются в своей маленькой жизни каждый день. И объясняет им, как Бог может участвовать лично в их жизни и как это они могут чувствовать и видеть. А не из области жили- были Адам и Ева. Поверьте, эти знания необходимы, но они второстепенной важности не только для ребенка, но и взрослого пришедшего в храм. Вот сейчас ратуют за преподавание православной этики в школе. Советую посетить несколько уроков в обычной школе. У вас волосы зашевелятся от того, чему и как учат на этих уроках. И скажите, что такое семя принесет свой плод, когда изначально науку из наук преподают все, как только могут, искажая ее содержание и сущность. Ведь в большинстве своем уроки ведут простые учителя, зачастую не имея понятия о церкви и ее жизни. К слову так сейчас припомнилось, напишу. Месяца три назад под руки попала книга про революционеров 17 гг., те кто ее устраивал, проводил теракты, взорвал кстати императора Александра 2 и вел. кн. Сергея Романова. сейчас не скажу автора и имен, нет под рукой, ну не об этом. Так вот интересный факт, все эти люди почти до единого прошли через воскресные школы и более того несколько из них выпускники семинарий. А закончили они свою жизнь все без исключения очень плохо, в разврате, пьянстве и самоубийствах. И я думаю потому, что когда то им также рассказали о ветхом за вете от корочки до корочки, а как жить и ладить со своей душой и Богом не научили. И потом воскресное церковное образование до революции получали почти все от мала до велика, и тем не менее это не помешало народу также спокойно в большинстве своем отречься от своего царя и Бога. И годы гонений и геноцида тут ни причем. И вам не кажется, что другого выхода просто не было, надо было встряхнуть все и вся, и в том числе то православное болото, которое к тому времени составляли верующие, да и просто люди. Повторюсь, в большинстве своем. Кто не был таким, тот прошел мученический путь. Ну, это уже другая история. И по видимому история и вправду ничему не учит. Вы пишите, что происходящее неизбежно. Пока мы так будем думать, и жить это так и будет. И я не считаю, что все ушедшие из храма были глупее, гордиливее, эгоистичнее меня, просто, где то им не хватило терпения, сил, все самим узнать и преодолеть. И полностью с вами согласна, что Бог творит чудеса!!! Иначе бы церковь не стояла столько веков.

Марина.

Ответ прихожанина.

Спасибо,Марина, за ответ!

Позвольте и мне дополнить свою точку зрения в ответ на Ваше 2-е письмо. Принадлежу к "семейству" сильного пола и, естественно, предпочитаю пользоваться больше  "железной" логикой, нежели эмоциями.

Не согласен с Вами о том, что период безбожия ни при чем: именно его-то мы и впитали в себя с пеленок (мне за 50), и он ой как еще влияет! Отчужденность, эгоизм, слабость духа, неверие в авторитеты, инфантильность, ложь, приземленность и страсть к материальному; в 90-е годы-  многие "из грязи в князи". Несколько поколений! Народ споили - 18л. на душу населения вместо 8 - после которых происходит деградация нации; смертность от абортов превышает рождаемость (почти каждая вторая женщина). Вам же не надо объяснять, что такое аборт? - убийство, которое запечатлевается на душах новорожденных, оставшихся в живых. А ведь дети - наши плоды! Если дерево худо…

Вот это-то и чудо, что Россия встает с колен! Вы пришли в храм тогда, когда стало можно ходить туда без последствий , а мое поколение помнит ТЕ годы, когда бабушки внуков тайно крестили. И то чудо, что многие комсомольцы и партийцы верующими стали! Не должно бы такому быть, а есть. Почему - Промысел Божий о нас. Россия за 1000 лет своего существования 500 лет в войне! Разве не чудо, что выстояла? Господь кого любит, того наказывает…

Сколько лет Вавилонского пленения было? -  вот и 70 лет советской власти тоже был пленом. Сколько лет Господь водил народ Израиля по пустыне - 40. А почему? - чтобы умерли все те, кто помнил египетские котлы…Радуйтесь: когда наше поколение - те, кто помнит советские "котлы"-  уйдет из этого мира, тогда, возможно, Господь и приведет Свой народ в землю обетованную, тогда Россия и станет православной.

Что касается качества подготовки к таинству крещения и венчания. У Вас нет такой мысли (помните, как старшее поколение в очередях:" Был бы у меня автомат - …!"), что на месте Патриарха Вы бы сделали так-то и так-то? А как? Циркуляры бы издали? Батюшек в бараний рог бы скрутили, да и надзирателей бы поставили? Где же их столько взять? Вы послушайте как о. Андрей Кураев описывает как он пришел в веру, стал диаконом и преподавателям семинарии, как действовал Отдел по делам религий - ни один человек с высшим образованием не мог попасть в семинарию, а каждый семинарист и потом батюшка обязаны были если не стать сексотами ("секретный сотрудник"), то передавать содержание исповеди… Повторюсь: из-за нехватки священников рукополагали много духовно незрелых, страстных (в духовном смысле), неподготовленных людей, но желающих послужить Богу и людям (уже потом, "наломав дров", закончив заочно семинарии, обретали священнический опыт). Да и семинарии не для постижения духовной жизни, а для образования; опыт духовной жизни обретается десятилетиями в храме.

А Вы, Марина, видели жизнь священников изнутри? - нет, не отдельного о. Вадима, а священников хотя бы Тверской Митрополии?  Постоянные звонки по телефону с утра до вечера - кстати, это невидимая для нашего глаза часть забот батюшек; это исповеди , беседы, наставления во внеслужебное время; это бесконечные требы: соборование и причастие  больных , освящение машин, квартир, дач, кстати, при которых много происходит бесед ; это подготовка к литургии - подъем в 5 утра, это служба, потом молебен, потом панихида, а тут еще венчание, да крещение …Где же силы взять-то? (О.Вадим еще и до 21-22ч. каждый день  в лицее - мальчишек воспитывает).  А  Вы говорите, халатность.   Знаю только, что жизнь священства - это подвиг, и мало среди них недостойных.

Так вот вопрос: где можно было взять столько духовных, опытных священников в годы Вашего прихода в церковь, которые могли бы удержать в церкви Ваших сверстников?

Вопрос о путях повышения качества подготовки к таинству крещения очень неоднозначен. Многие говорят: "Так учит Евангелие". А как Оно учит? Не потому ли зарегистрировано около 20 тыс. (!) протестантских организаций (ну церквей, если хотите), которые объясняют Библию каждый по-своему. Дело-то ведь не в учении: в отличие от основателей других религий Господь не оставил нам записей, Он передал нам через своих учеников - повторюсь- не теоретическое учение, а  ОБРАЗ ЖИЗНИ, который усваивается только в церкви, в ее таинствах. А чтобы усвоить этот образ жизни, для этого -то и существует необходимость  восприемников для младенцев и духовников для прихожан (кстати, и у Патриарха есть духовник - духоносный, прозорливый старец). Коснемся младенцев: кто выбирает крестных? Священник? Правильно, родители. А где взять простому человеку благочестивого православного? Ну нет их среди знакомых! Так что ж, ребенка не крестить?  А каким вырастет чадо, если родители неверующие, а крестные "Отче наш" не знают. Батюшки виноваты?

Или Вы думаете, прослушает новокрещаемый курс лекций, получит диплом об окончании катехизаторской школы, сознательно крестится и до гробовой доски будет верным чадом церкви благодаря усилиям батюшки? Как бы не так- он и на вторую лекцию не придет. Что, и пусть себе, сам сделал выбор? Но он тут же будет подхвачен протестантами : "Принял Господа как личного Спасителя - уже и спасен" . Но ведь у него детки родятся, да и крещены будут только в 18 лет (если, конечно, доживут)- да и само крещение является ли таковым, если большинство протестантских течений его и таинством не признают. Кто тогда виноват будет? Да даже если человек и выслушает! - вы же сами приводили пример, что у православных иногда детки вырастают оторвы - здесь уж не священники виноваты.

На мой взгляд, задача батюшек спасать - исповедовать, увещевать, молиться о духовных чадах (что они и делают), а воспитание  - дело родителей, интернатов, тюрем, если хотите, - тех заведений, где человек проводит большую часть жизни.  Детсады, школы и др. призваны научать жизни в обществе и  корректировать недостатки или отсутствие должного воспитания в семье. Так же и приход. Если "верующий" приходит в храм на время службы (многие на Пасху куличи святить - причем говорят, что они в храм ходят), а потом до целования креста их и след простыл- о каком воспитании может идти речь? Да, батюшки могут проводить работу в воскресных школах, согласен. Но ребенок после 1 часа воскресной школы потом проводит 6,5 дней в семье, где и воспитывается. А вы много родителей видели в воскресных школах? - тех, которые могут сознательно эти 6 дней работать со своими детьми.

Не случайно семья называется "малой церковью" - основа воспитания, особенно духовного: мало найдется священников, которые могут на души детей действовать более, чем родители. И очень часто  не столько заслуга священников в обращении  человека с атеистическим воспитанием в веру, здесь скорее чудо Промысла Божия об этом человеке: это Господь приводит человека к батюшке...

О Великорецком крестном ходе: молодежь там - с пеленок, и ее на самом деле очень много; говорите, ходят одни и те же: так да не совсем так. Много ходит  вдохновленных рассказами знакомых и друзей (каждый год крестный ход чуть ли не вдвое увеличивается), да еще малолетних детей своих водят. Вот это и есть ОБРАЗ ЖИЗНИ, передаваемый в семье, не в лекциях, а на деле. 

Старец сказал: "Чтобы не разочароваться, не надо очаровываться". Мне думается, это и к Вам относится, Марина: Вы, придя в церковь, очень много желали сделать, мир хотели преобразовать; не получив того, чего хотели - разочаровались в людях, в батюшках (а через них и в самой церкви во главе с патриархом, наставляемым опытным духовником- думаю, не случайна притча, приведенная Вами). Это свойственно неофитам. А Господь мудр: Он подает благодать каждому приходящему и по мере духовного роста немного "отходит" для укрепления силы: радость ощущения благодати  (именно в это время все становятся оптимистами) нас покидает, и мы начинаем унывать (кстати - один из смертных грехов). Вы, Марина, очень много ответственности возлагаете на священников, как Вам кажется, ответственных за спасение окружающих, обвиняете их в халатности, неправильном отношении к спасению, Богу и правильной духовной жизни, но с Вами не соглашусь:  Вы не учитываете влияния на души властителя мира сего: он больше всего ополчается на тех, кто приходит в православную церковь; не учитываете влияния наследственности; не учитываете воздействие на душу крещенного - без долгих лекций- таинства исповеди  и причастия - на то они и таинства и еще много-много других составляющих. Наконец, не учитываете тайны Промысла Божия о каждом человеке: может быть так надо сегодня уйти крещенному из  храма, чтобы на смертном одре покаяться…Мы не знаем…

Да и не дано нам переделать современного человека с его слабостью воли (хотя у алкоголиков и игроманов она ой как сильна!), отчуждением, нежеланием трудиться, стремлением к благам земным, комфорту; да и современные батюшки здесь бессильны. Вы посмотрите сколько по TV передач о церкви, таинствах, чудесах; сколько литературы (в пору моей молодости библия - не говоря о другой духовной литературе - не продавалась), сколько замечательных батюшек есть, старцев; сколько храмов открыто. Не нравится один священник - выбирай по душе... И что? Вы в рот каждому засовывать будете "молочко"?  Ну не хочет человек такого спасения! Он себе другое представляет, поэтому и уходит. И не удержите Вы его. А можно ли что-нибудь сделать? - конечно: бороться со своими страстями, преображать душу и молиться за них. Прописные истины? Да, набили оскомину; предложите более действенное.

О неизбежности: не то имел ввиду, что Вы выразили в письме :"Пока мы так будем думать, и жить это так и будет". Неизбежность как естественное следствие: как после сосульки - ангина.

Что касается революционеров: "копайте глубже". Упразднение патриаршества и контроль государства за деятельностью церкви вследствие реформ Петра - не последняя причина. Все остальное - следствие.

Кстати, в тему об уроках истории: обязательность причастия (как Вы уповаете на обязательность катехизаци, воспитания) - привела к тому самому, как Вы выразились, "православному болоту" (даже мысль закралась - а не оправдываете ли Вы революцию? А может быть еще одну революцию "закатать"-нет, конечно же духовную- и взорвать это "болото" изнутри?).

В завершение: разве батюшки в храм людей приводят? Нет, другие люди. Мы с Вами. И не поведение батюшки соблазняет людей - наше поведение, наш пессимизм, наш образ жизни, безблагодатность,  наши сплетни или не пресечение их (хотя и имеет место быть поговорка: "Каков поп, таков и приход", но не становятся люди такими, такие приходят - на то он и приход).

Давайте конструктивно: что конкретно мы можем и должны сделать в нашем приходе - начинать нужно с малого, не так ли - по пунктам, по- порядку, чтобы посеять добрые семена. И не забывайте, в церкви все делается по благословению; если Вы думаете - как следует из контекста писем- , что церковь (начиная от приходского священника и заканчивая Патриархом) не озабочена поднятым Вами вопросом , - глубоко заблуждаетесь.

P.S. Простите если чем-нибудь обидел Вас.

 

Письмо 3


Дерзну вступить в дискуссию. Я больше всё же согласен с Мариной. Хотя её эмоции мне кажется проявлением чисто женской природы. Тем не менее мне хотелось бы задать вопрос: Вот админ говорит что каждый может выбрать себе священника по душе. а из кого выбирать? Конечно аппелировать к Москве и московской епархии здесь может быть неуместно, но даже в Москве священников не хватает. А ведь сейчас осуществляется программа "200 храмов". То есть к сегодняшнему положению города, нужно будет прибавить как минимум ещё двести человек необходимых священнослужителей. Так из кого выбирать. и ещё я согласен что священник занят и ему целый день звонят. Но простите неужели человек, когда принимал сан не понимал что теперь он не принадлежит ни себе ни своей семье? Неужели он думал что быть священником, это всех благословлять, совершать литургию и быть настоятелем? И Марина и админ аппелируют ко Христу. Но простите Христос Себе тоже не принадлежал. Он постоянно проповедовал, ходил из города в город, зачастую до самого вечера и ночи. Так что приходилось умножать хлеб и рыбу, чтобы людям сидящим под палящим восточным солнцем было чем подкрепить силы. Такова участь любого священнослужителя. Но ладно, священник тоже человек, живой и грешный и ему тоже нужна поддержка и покой и одых. Но ведь нигде не говорится что миссионеры на приходе должны быть в сане, тоже самое касается соцработников и прочих людей занимающихся хозяйством или работой с молодёжью. И даже более того на мой взгляд в работе с молодёжью и в миссионерских проектах сегодня лучше привлекать обычных мирян. Священник всё же воспринимается нецерковными людьми более критично и отстранённо. и вот здесь у меня возникает ещё один вопрос: где миряне, те самые прихожане, которые могли бы заняться миссионерской деятельностью? я вот недавно был у вас в Карачарово и узнал что в вашем храме теперь служит о. Михаил Рогозин, известный в Москве миссионер и общественный деятель. Так вот в одной из бесед он мне пожаловался на полнейшую апатию в Конаково и районе по отношению к миссионерской деятельности и вообще всем прочим указам патриарха. я понимаю что конаково курортный небольшой городок. и мало кому понравится что какой-то москаль тут активничает. но простите ведь речь идёт не о личном комфорте одного или двух местных священников, которые хорошо дружат с местными же бизнесменами и политиками а о всех людях, простых прихожанах и тех кто не сумел остаться в церкви. я понимаю что о. михаил воспринимается как зажравшийся москаль. Но разве нет в конаково с многотысячным населением местного парнишки или девушки, которые захотели бы заниматься делами, на которые у священника не хватает времени и сил. Почему надо обвинять во всём историю, власти и людей, когда ни священник ни его приход не выполняет своих задач.Ведь были в нашей истории и куда более трагичные ситуации, когда и людей то не оставалось для работы на земле и воинской службы. Но находились те, кто ради церкви шёл к монголам, зырянам, мордве, северным народам, и приносил им семена православной веры. почему в Российской империи, корторая простиралась на полмира всё же находились люди которые шли и в Китай и в Японию и дальше? а почему сегодня даже для Конаково или что говорить для Карачарова нет находится ни одного человека. у батюшки же вроде бы школа есть, да и на приходе я видел молодых людей. Куда они все деваются? Неужели все такие недостойные и непонимающие что оставляют церковь и уходят на сторону далече? Конечно образование и дипломы об окончании катехизаторских курсов ничего не дают для души кроме необходимых знаний. Но хорошо почему старые и опытные прихожане этим не занимаются. Если молодые такие необразованные и малорелигиозные, почему старые и опытные люди, прошедшие ко своим пастырем огонь и воду не занимаются приходящими в церковь людьми? к сожалению могу констатировать факт что и в москве ответом на данные вопросы будет пофигизм самих людей и священников. извините меня за грубые слова.проще ругать друг руга и молодёжь в невоспитанности. А молодёжь тоже идёт по этому пути. Куда проще ругать старых и тёмных предков и старшее поколение, чем думать своей головой. Это болезнь нашего народа. Мы все ругаем друг друга, РПЦ, власти, Путина, губернаторов, криминал и так далее. а вот чтобы что то сделать мужества ни у кого не хватает. и в этом я вижу причину неправославности православных. Просто всем лень. одни оправдываются незнанием православия, другие не хваткой времени чтобы объяснить не знающим. и все друг друга винят. каждый жалеет себя драгоценного. Но ведь Христос себя не жалел. Он шёл и посылал своих учеников. Причём не на одном приходе Он работал. а ходил из города в город из селения в селение. а ведь тогда иудеи были куда фанатичнее и жёстче современных православных законников. я постоянно вспомнаю подвиг о. Даниила Сысоева. Никто ему не помогал, и даже свои часто критиковали. Он по сути в одиночку противостоял сектам и радикальному исламу и неоязычникам. Он не ждал что к нему приедут и попросят рассказать им о вере и православии. Он сам шёл, рискуя своей жизнью. Хотя и у него была семья и дети и строящийся приход. И посмотрите что он создал целый миссионерский центр с издательством и миссионерской школой и целой сетью миссионеров. Почему такому молодому человеку удалось за короткий срок заразить столько людей а другим не хватает. Значит у него было горение веры а у других священников нет. вот и всё. и как бы больно это не звучало именно от священника зависит отсутствие подобных плодов. Потому что он священник. и если на его приходе не находится ни одного человека, который бы захотел служить Церкви, это его беда и преступление. Если дерево не приносит плодов оно значит больное или мёртвое. У о. Вадима огромный приход. и то что там нет ни одного человека активного, это беда его конечно. Но мне жаль что его прихожане не помогают ему. Да у него школа. Но е сли все это знают почему никто не помогает ему? почему никто не возьмётся и не научит хотя бы одного паренька. Не грызёт за мелкие проступки а научит. потому что даже в москве с её свободой и демократией многие любят не учить и передавать опыт молодым а угрызать их за своё тяжёлое детство и молодость. и надо не отгонять людей от священника, а помочь ему отвечать на вопросы, письма. Надо учиться протым людям передавать свой опыт веры окружающим. Не посылать его к батюшке из ложного смирения и лени а самим учиться разговаривать, спорить, болеть з а тех кто не понимает. а у нас даже в москве сделают глупенькое лицо и посылают к батюшке. а сами только и делают что огрызаются на тех кто дерзает нарушать их душевно-молитвенный комфорт. я понимаю что каждый человек и особенно неверующий тяжел, но ведь мы все друг другу не чужие.

Владимир.

 

 

Здравия Вам, Владимир!

Очень рад был узнать, что о. Михаил известный в Москве священник: он по скромности об этом не говорил. В храм часто приезжают, несмотря на занятость и расстояние, его духовные чада, что говорит о зрелости и опытности батюшки и как духовника. Его уровень подтверждает и то, что он избран председателем миссионерского центра Тверской митрополии.

Однако Вы поспешно во всеуслышание передали слова о. Михаила. Мы же осознаем с Вами, что интернет есть средство массовой информации, причем анонимной (когда есть соблазн сказать все, что думаешь, о всех, не боясь получить нелестный ответ), и поэтому как православные обязаны взвешивать каждое слово. Посудите сами: во-первых, Вы ставите батюшку в неловкое положение, так как от его имени бросаете упрек о. Вадиму в лени и " личном комфорте", что для людей малоцерковных является соблазном со всеми вытекающими последствиями ; во-вторых, в силу тенденциозности Вашего письма, уверен, неверно поняли о. Михаила, тем более, что  о. Михаил совсем недавно приехал в Тверскую область и просто не может знать приходской жизни нашего храма (думаю, и о сайте еще не знает).  Как и в любом обществе к новым людям присматриваются, так и в нашем приходе интересна личность нового священника (здесь, конечно, примешивается  и естественная для человека ревность). Но о. Михаил очень открытый, веселый, коммуникабельный человек и уже стяжал признательность и уважение к себе. Так что то, что Вы думаете о том, что мы думаем об о. Михаиле (простите за каламбур) - это остается на Вашей совести.

Хотите, Владимир, открою Вам страшную тайну?! - о. Вадим тоже, как Вы говорите, "москаль". Скажете (это я не Вам, так, образно):  "В Москве не найти стоящего священника, так сюда приехал отвращать от церкви несчастную молодежь!.."

Уважаемый Владимир, может я субъективен, но из контекста Вашего письма понятно, что Ваш упрек относится к о. Вадиму. Ну нельзя, не зная ничего о человеке, ничего плохого о нем говорить, это не этично. Живу в Конаково, город маленький, и как во всех маленьких городках, "все обо всех все знают", и за все время работы в храме только от  нескольких человек слышал нелестные отзывы об о. Вадиме, и то от тех, которые лично его не знают и слышали о нем от других.

О. Вадим (см. http://karacharovohram.prihod.ru/duhovenstvo) бросил Московские блага этого мира: квартиру, место работы, музыку как смысл и цель жизни (думаю, не надо говорить о славе и уровне жизни людей искусства),стал рядовым провинциальным священником.  О ком из очень известных людей не спросишь - то друг, то знакомый, то вместе учились (Александр Зайцев из "Машины времени", Михаил Турецкий - "Хор Турецкого" ...)

Только давайте не предполагать, что и почему!  Уверовал в Господа и стал Ему служить. Понес свой крест. И все он понимает на что шел. О. Вадим не перестает удивляться, как Господь вернул ему сторицей то, что он пожертвовал:  конаковская хоровая школа мальчиков и юношей одна из лучших не только в России, но и в Европе (Германия, Австрия, Франция, Великобритания и т.д. и т.п.). Если в европейских заслуженных хорах мальчики в 13 лет уже обеспеченные люди - их со всей страны собирают, самых талантливых- , то здесь учатся дети жителей города. Пятьсот человек! От 3 лет и до окончания школы. И этот уровень за какой- то десяток лет! А знаете какой ценой? - семь дней в неделю  (это помимо служб) и обычно в то время, когда российский труженик приходит домой на заслуженный отдых…

Многие из тех "деток", что покинули стены школы, не только ходят в храмы, но и поют там на клиросах, создают православные семьи  и часто приезжают издалека участвовать в концертах и выступлениях. Это ли не миссионерская деятельность? - в основном детки - то ведь из атеистических и -редко- мусульманских семей.   Или этот факт противоречит Вашим призывам?

Скажете, посмотрим сколько их останется в стенах храма! - что ж, посмотрим. Знаю, что тот священнический "комфорт" нам, простым смертным, не только не потянуть, да и для этого еще дар нужен…

Об о. Данииле Сысоеве. Он - мученик, он ревностный и беззаветно любящий Бога священник, то семя, которое "даст плод мног". Но странно, что Вы отделяете о. Даниила от церкви ("Он по сути в одиночку противостоял сектам и радикальному исламу и неоязычникам"). А его друг о. Олег Стеняев? - очень известный и талантливый священник- миссионер. А его сподвижник о. Георгий Максимов? - возглавивший после гибели о. Даниила миссионерский центр. Профессор Александр Дворкин - сектовед? О. Андрей Кураев - популярный миссионер?  Вы прослушайте на литургии список убиенных православных священников (например, об о. Андрей Николаеве см. http://www.pravoslavie.ru/news/19722.htm ) - а ведь за этими именами судьбы.

Сейчас время малых подвигов - тех, которые в сердце, которые в повседневном честном служении Богу на своем месте, по тому дару, который дал Бог. Не все заканчивают семинарии и академии (Вы упрекаете "опытных" прихожан в лени и бездействии , а есть те, кто даже учится в семинарии и университете на теологическом факультете, преподает Закон Божий и историю Церкви в нашей хоровой школе и своим близким, друзьям, сослуживцам помогает прийти к вере ), но людей упрекать в отсутствии веры и старания изменить духовную жизнь к лучшему - значит быть в числе тех, кто "все знают, как грешит монах, но никто не знает, как он кается".

Предпоследнее предложение Вашего письма мне не понятно, комментировать нет желания (хотя об адресате догадываюсь). Есть претензии - адресно и аргументированно, без намеков (e-mail см. в разделе "Контакты"). Или Вы не знаете, что говорит Евангелие об отношении к оступившимся братьям: вначале ему нужно в глаза сказать, не поймет - при двух или трех свидетелях, не поймет - сказать церкви (то есть приходу, благочинному, епископу), а если и тогда не поймет - "будет он тебе как язычник и мытарь". Вот это по- православному. Кстати (это, Владимир, не к Вам, а читающим в назидание), в церкви ранее было введено правило: доносчик, не сумевший доказать истинность своего доноса, нес  то же наказание, как и мог понести оклеветанный.

Что же касается обвинения в адрес истории и т.д. и т.п. : что Вы, никого не обвиняю, ибо все, что от нас не зависит - происходит по воле Божией (в том числе и революции);  это лишь констатация фактов в объяснение, почему нет эйфории по - поводу положения дел в духовной жизни народа.

С уважением "админ".

 

P.S. Ваше письмо не совсем по теме: начали мы с катехизации, Вы же говорите о миссионерстве. Это не одно и то же.

Парнишку или девчонку на миссионерскую работу нельзя послать по 2 причинам: во-первых, любой сектант (например, свидетель Иеговы) за пояс заткнет любого православного (ну или почти любого) - это цель их существования в православной стране, они на это "натасканы" (дело не в "болотистости" православных, а в психологии адептов сект , особенно тоталитарных , а О. Даниил был кандидатом богословских наук и с протестантами, в том числе с мусульманами, говорил на понятном им языке богословских терминов), иными  словами, на этой "ниве" нужны взрослые, опытные, образованные и психологически сильные люди, хорошо знающие мировоззрение адептов не по наслышке; во- вторых, для работы в храме нужно пожертвовать собой:  зарплата 7-10 тыс. и о пенсии нужно забыть. Вы готовы к этому? - а основная масса людей не готова. И если молодой человек пока не понимает трудности своего будущего положения, то священник обязан об этом помнить (по этой причине молодых не постригают в монахи годами, иногда десятилетиями - до тех пор, пока желание стать монахом станет не действием страстей , а осознанным и выстраданным выбором ).

Что же касается бизнесменов и политиков: без них сложно  построить храм, особенно в Москве (наш храм не только построен  ими, но и земля выкуплена в собственность храма для того, чтобы другой "бизнесмен" не превратил храм обратно в свою каретную; вспомните историю как и на чьи деньги строились храмы). А наши благотворители очень достойные и честные люди. Это одна сторона. Есть и другая: многие бизнесмены - часто неверующие люди -  меняют свой образ жизни после знакомства с батюшкой, становятся верующими, а многие и бросают свой бизнес (в храм из Москвы часто приезжает один из "бывших", в прошлом очень(!) богатый человек).

 

 

Письмо 4

 

Здравствуйте. Вот зашла оставить комментарий, а получилось, дошло дело и до дискуссии прямо ))). Можете, не извинятся, никаких обид с моей стороны не может быть. Мы ведь ведем разговор, а не взаимные препирания. Как говорится вот, и встретились «отцы и дети». Вот Вы постоянно делаете акцент, что родились и выросли в страшной атеистической стране, во времена, где за каждое слово, чуть ли не в тюрьму сажали. Вы указали свой возраст, просто математическое размышление: родились в 60гг., в 80гг.( как раз и мои уже года рождения) повзрослели, жили, начиная с них и до ныне. Мои родители, к примеру, получается Ваши примерные ровесники. Судя по их рассказам о своей жизни, молодости, не могу сказать, что они претерпевали какие- то гонения. Меня кстати крестили сразу после рождения в церкви без препятственно. Прсто время такое было, ну не принято было в храмы ходить, все как раз может, и ограничивалось крещением детей. К чему Вы написали, радуйтесь, мол, вымрет наше поколение «рабов» и вы новое поколение вздохнете полной грудью в земле обетованной. Вы в начале письма себя все - таки назвали миссионером, так я Вас и воспринимаю сейчас. И из Ваших уст это вообще для меня звучит не корректно. То есть с Ваших слов, я понимаю так, поколения моих родителей, бабушек, дедушек и Вы, в том, числе можно списать со счетов, мол, мышление у нас все равно рабское, вечно гонимых и ни к чему уже не пригодных людей. Вот так легко и просто. Получается, что все эти годы, проведенны е в церкви для Вас прошли в пустую??? Вы сами сейчас себе противоречите. Говорите о таинствах исповеди и причастия, о том, как они способны повлиять на душу человека и постоянно вторите тут же, что все безнадежно. От худого дерево добра не жди. Не согласна с Вами я в этом вопросе. Вы как раз сгущаете краски. И потом, Вам не кажется, очень легко какие- то наши личные церковные и духовные недостатки современности прикрыть и гонениями, и годами безбожия и прочее, а мы последствие этих стечений обстоятельств и не виноватые мы. Ну не буду вдаваться, надеюсь, суть того, что я имела виду, понятна. По поводу крестин. Действительно откуда взяться верующим крестным. Они также, когда- то пришли, окрестились и ушли, неважно, что как пришли с пустой головой, с тем же и ушли правда? Кто виноват, спрашиваете вы. Я не стала, бы ставить так вопрос, скорее на ком ответственность за это. Рассудите сами. Вы приведете своего ребенка в школу, в которой соответственно есть преподаватель. По истечении года, а может лет, Вы обнаружите, что ребенок ничему не научился, просто учитель посчитал, что по его поведению и образу жизни итак можно многому научится, да и учебники на что. К кому Вы обратитесь за разрешением этого вопроса и кто за это ответственен? Не будем сразу впадать в крайности, ребенок, мол, нерадивый, родители безразличные и т.д. Ответе сами. В Евангелии Господь прямо говорит своим апостолом, идите и НАУЧИТЕ и кто ВЕРУЕТ крестите ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. Вам не кажется, что у нас в церкви давно другая практика: сначала КРЕСТИТЕ, неважно во имя чего и кого, может мода такая, а может здоровья больше от этого ребеночку станет и жизнь лучше у него сложится, ну а потом НАУЧИТЕ вере, может, кто и уверует и нонсенс, если на приходе задержится. Простите, но я не могу с этим никак согласится. Может у Вас была уже такая практика неудачного опыта уроков, тогда поделитесь опытом, почему это плохо, очень интересно знать, правда. И к чему этот страх, что не приведи Бог, ребенок умрет некрещеным? А в чем разница, если человек крещенный умрет, прожив все жизнь вне понятия о том, что же все - таки произошло с ним в этом таинстве. Или боитесь, что не пройди он крещения в православной церкви, то он переметнется в другую веру. Но поверьте, он и с таким крещением переметнется куда хочешь, начиная с служения самому себе и кончая другими. Вот вопрос, кстати, к Вам тоже, а чем по Вашему и занимается А.Кураев? Образ духовной жизни передает или учение о том, как этого образа жизни достичь? Он и умную книгу к слову написал, как придти в церковь и в ней остаться. Думаете тоже совпадение или он так же сталкивается с этим каждый день в церкви? Да батюшки, безусловно, и загружены, и хлопот у них море. И я не умоляю их достоинств и трудов. Спаси их всех Господи. Недаром их, так называют ласково, что для простого люда он словно отец и бывает, поэтому Вы так бережно пытаетесь огородить его от каких - нибудь нападок и критики, наверно это и правильно. Но согласитесь, что каждый несет свой крест на своем месте. И нельзя тоже сказать, что простой человек несет меньших трудов. Батюшка встает на службы с утра, но и много людей, ни свет, ни заря бегут на электричку и работают не меньше часов, или чем немноготруднее день у простой многодетной матери, или врача хирурга, который порой простаивает на операциях целыми днями. И потом священнику в таинстве священства и особая благодать дается, для совершения своего тяжелого служения. И поэтому когда он принимает сан, его как бы «сочетают» с церковью, в знак того, что теперь его жизнь, целиком и полностью принадлежит Богу, церкви и людям. Поэтому наверно здесь не очень уместное сравнение на мой взгляд. Бог видит все их труды тайные и явные, и воздает им еще в этой жизни. Духовной радостью той же. Чего нельзя сказать о многих простых людях, которые порой вынуждены всю жизнь проводить на работах, которые им не по духу. И отдушина порой вся заключается в бутылочке пива и телевизора. За, что, кстати, их готовы сразу заклеймить и в грешники записать, ну, просто, не вписываются они со своей неправильной жизнью в наше «правильное православное мировоззрение». Вот Вы пишите на Ваш взгляд задача батюшек СПАСАТЬ, а мне до сего времени казалось, что в церкви спасает людей БОГ. А священники несут СЛОВО БОЖЬЕ к людям и через спасительные церковные таинства приводят их ко Христу. Так какую веру вы, находясь столько времени в храме все- таки сами исповедуете, т.е. в кого? Не от этого ли у нас православный народ кидает из одной крайности в другую. То антихриста ждем, то все поглащенны паспортами и ИНН, то спасаться надо ехать за тридевять земель, огороды возделывать, а то еще хуже святой нашего времени. Так какого Спасителя находит наш народ в православном храме? Посмотрите про Славика (чебаркулького), какое паломничество у его «мощей». И люди не светские, церковные, священники, монашествующие. Что это? И все это того, что придя в Храм люди, внутренне остаются невеждами в вопросах веры. Личность Христа загораживается и подменяется всем чем угодно. Вот Вам и церковь без Христа. Поэтому люди уходили, уходят и будут уходить из храма, пока все не встанет на свои места. И придя в храм, им раскроют личность Христа Спасителя, а не научат бездумно креститься, исповедоваться, молитвы вызубривать и т.д. Еще раз подчеркну, что я выражаю сугубо свою точку зрения, основываясь на том, что являюсь постоянной прихожанкой церкви и том несоответствии нашей веры действительности на приходах, которые я вижу. Ничего никому не навязываю, но имею право выразить свое мнение. Хотела сказать о том, как мне видится, некоторое исправление сложившейся ситуации, но передумала. А то помимо уныния, неофитства, разочарования в церкви и батюшках, еще и припишите мне тяжкое состояние прелести и не просто гордости, а гордыни )))). Не буду сводить наш диалог к демагогии. И хорошо, что Вы вынесли тему на обсуждение, очень интересно узнать мнение таких же простых смертных, как я. Может у кого-то другие точки зрения. Всего хорошего Вам.

 

 

Добрый вечер, Марина!

"Вот Вы постоянно делаете акцент, что родились и выросли в страшной атеистической стране, во времена, где за каждое слово, чуть ли не в тюрьму сажали" - да, утверждаю.  Родился в 1959 году, в те времена, когда Никита Сергеевич самоуверенно обещал : «В конце 80-х годов я покажу вам фотографию последнего попа». Шутка? Почитайте лучше Александра Исаевича Солженицина, а еще проще информацию сайта  "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв. " ("А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение,  во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.").

"6.06.1962 появились два постановления ЦК КПСС, вводившие жесткие меры для пресечения распространения религиозных идей среди детей и молодежи. Было выдвинуто предложение лишать родительских прав тех, кто воспитывал детей в религиозном духе. Родителей стали вызывать в школу и в милицию, требуя от них, чтобы они не водили детей в храм, в противном случае угрожая принудительно поместить детей в интернаты…В 70-х и 1-й пол. 80-х гг. продолжался процесс закрытия церквей. Идеологи Советского государства предполагали, что препятствия, созданные ими для прихода людей в храмы, приведут к уменьшению числа верующих, а вместе с этим и к закрытию православных храмов. Надзор за духовенством и верующими – в особенности в провинциальных городах – был достаточно суров и в 70–80-х гг., нужно было обладать значительным мужеством, чтобы исповедовать веру в условиях преследований, чаще всего выражавшихся в ограничении служебной деятельности; судебные преследования, практиковавшиеся в предыдущий период, стали единичными…" Источник <http://scriptoriy.ru/index.php/istoriya-rossii/revolyutsiya-sovetskij-period/materialy-o-goneniyakh-na-tserkov/raznye-materialy/66-goneniya-na-russkuyu-pravoslavnuyu-tserkov-v-sovetskij-period> , поищите сами, интернет есть.

Вас крестили тогда, когда стал меняться политический строй и, следовательно, изменилось отношение к церкви...  Вам 30 и Вы наверное, уже побороли все свои страсти, а я вот смотрю советские фильмы и все родным кажется: и звезды на Кремле, и палач "дедушка" Ленин и многое другое. Всю жизнь мне долбили (представьте, окрестился уже после института) , что Бога нет, что попы - мракобесы, что "человек- это звучит гордо"; взращивали ненависть к инакомыслию, начиная с детского сада. Вы что, серьезно думаете, что все это можно вычеркнуть вот так: уверовал и крестился? Или может быть я один такой уникум? Все батюшки - мои сверстники (с о. Вадимом одного возраста) - родом оттуда, не из Вашего, а из нашего детства. Да, и я утверждаю, что те дети, которые вырастут, впитав православие с молоком матери, дадут плод "иные в тридцать, иные в шестьдесят, иные в сто крат". Так вот наше поколение воспитывало Ваше, о плодах воспитания Вы же сами говорите в своих письмах…Неужели вы не видите, что я не о "них" или "тех" говорю, а о себе в том числе, и с болью: в партию собирался вступать, когда работал преподавателем информатики, да  совесть не позволила: всеобъемлющей ложь была основой общества "развитого социализма". Виноваты мы? - безусловно: как родители и  как воспитатели. Речь-то  идет о степени этой вины: мы что, сознательно, вопреки нашему воспитанию так поступали?  А что  касается худого дерева: это чудо Промысла Божия, что все не так произошло, как хотел мироправитель тьмы...

О крестных: некорректное сравнение со школой! В школу родители заставляют ходить, попробуй день пропусти.  А в храм никто никого не заставляет (или может на священниках такая же ответственность за пропуск служб прихожанами, как у преподавателей?). Это в сектах: не придешь на "службу", свои же "достанут" по телефону и непрошенными визитами. Именно по, как Вы сами писали, Богом данной свободе каждый лично отвечает за свой грех (с 7-ми лет; не помню, у кого-то из святых есть такая фраза "Каждый перед своим Богом предстоит и падает")!  Да и батюшку вправе "поменять", это же не преподаватель. Так для чего крестные -то нужны? Пусть бы батюшки и воспитывали деток малолетних… Чадо - то мое, а батюшка вечно занят, а воспитывать -то ребеночка постоянно надо! Поэтому у меня и болит душа какого крестного выбрать, поэтому ответственность за то, что такого выбрал, несу  именно Я.

"В Евангелии Господь прямо говорит своим апостолом, идите и НАУЧИТЕ и кто ВЕРУЕТ крестите ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА". В практике православной церкви  принято вначале крестить дитя, а потом учить его духовной жизни, а не как у протестантов- ждать совершеннолетия, пока уверует (для этого и крестные). Вы не боитесь смерти некрещеного дитяти? - прочитайте, что говорил Господь о тех, кто креститься не будет. Вы не боитесь, а я боюсь! Боюсь и за то, что "переметнется" (авторство фразы попробуйте определить сами: "Спасутся ли инославные - не знаю, но если уйду из православия - то точно не спасусь"), и за то что умрет некрещенным. И уверяю, что среди православных Вы окажетесь в меньшинстве. А разница между крещенным и некрещенным все же есть: разница в таинстве. В одном есть семя вечной жизни (в каждом из нас, крещенных; и за рост этого семени, уход за ним, прорастание его в мир вечной радости пребывания с Богом несем ответственность мы лично ), а в другом нет ("прорастать" нечему). 

Что касается защиты батюшек. Если бы я был священником, то хорош бы был! Ай да молодец! Каков, а?!.. Да я- то простой мирянин, грешный и гордый, но уж так получилось, что вижу жизнь священства изнутри, вижу отношение прихожан (вернее, "захожан", хоть так и не принято говорить) к священникам: жалости нет, сочувствия, сострадания. Какая там христианская любовь! Какие там духовные отцы! Кроме своих нужд не видят ничего: окрестить, обвенчать, отпеть, освятить машину, квартиру, дачу и срочно! Он же обязан! Ведь ему деньги платят!.. О. Вадим на ходу засыпает, а никого это не волнует! Вы, что Марина, действительно считаете, что это нормально? - Бог же подает благодать… А знаете, почему большинство батюшек  полные? "Зажрались"? - да сахарный диабет это! От постоянных хлопот! - то с сыночком- пьяницей поговорить, то ссоры семейные уладить, то больного навестить, то в Тверь к студенту помочь… А Вы не обращали внимания, как священники пожилые ходят? - по походке- то и можно священника узнать. Вы у о. Вадима ног ниже колен не видели… Думаете от служб только? - да от забот о нас с Вами.

Что же касается спасения, то повнимательнее читайте послания ап.Павла, кто может спасать (помните молитву "Пресвятая Богородице, спаси нас!"?).

 "Так какую веру вы, находясь столько времени в храме все-  таки сами исповедуете, т.е. в кого? Не от этого ли у нас православный народ кидает из одной крайности в другую. "  Понятно, батюшки виноваты. Ну и мы, естественно, прихожане. Я правильно понял, Вы к нам обращаетесь? Да, было дело: в начале 2000-ых, горели , бегали… А знаете ли Вы, что и в нашем храме были такие? И что несмотря ни на какие уговоры о. Вадима, делали по-своему?  "Убегли", бросив родных, квартиру, детей… Правда, позже вернулись.  У кого деньги были…Меня о. Вадим выдернул из этого ристалища...

"Так какого Спасителя находит наш народ в православном храме? Посмотрите про Славика (чебаркулького), какое паломничество у его «мощей». И люди не светские, церковные, священники, монашествующие. Что это? И все это того, что придя в Храм люди, внутренне остаются невеждами в вопросах веры. Личность Христа загораживается и подменяется всем чем угодно. Вот Вам и церковь без Христа. " Вы что же, Марина, искренне верите, что таких людей не должно быть? И что если они есть, то церковь без Христа? И в то, что они люди неверующие? А с Кем же тогда соединяется верующий в таинстве Евхаристии? А для чего мы ездим к старцам, по святым местам?

 "Так какого Спасителя находит наш народ в православном храме?... Вот Вам и церковь без Христа.  "- браво!!! - правильно я понимаю, что вы говорите о православной церкви? Может быть Вы имели ввиду конкретный храм и конкретного батюшку?  Или Вы имеете ввиду о. Вадима и наш приход (раз уж Вы из десятков тысяч храмов наш выбрали)?

Поймите, Марина, познание Господа Иисуса Христа возможно только Им Самим, и никто не в состоянии раскрыть Личность Спасителя (как в супружестве супруги познают друг друга непосредственно)! Не люди открывают Бога, а Он Сам открывает Себя в нашем сердце. И приводит к себе Он же. Это Божественная тайна и личный труд - синергия, сотрудничество Бога и человека.

"Хотела сказать о том, как мне видится, некоторое исправление сложившейся ситуации, но передумала." Прекрасно.  Простите, а Вы за это ответственности перед Богом не несете (помните в Евангелии о том, что кто мог сделать доброе дело и не сделал - тому грех)?

Вы жалеете людей, ушедших из храма? Сострадаете им?  Ну, к тем, что с бутылочкой пива? И так запросто обвиняете православную церковь в отсутствии Христа (уж, извините, из Ваших слов)? А вы знаете, что осуждение священноначалия грех? Нет, не в смысле преступления - в смысле повреждения души - так рождаются революции.

"А то помимо уныния, неофитства, разочарования в церкви и батюшках, еще и припишите мне тяжкое состояние прелести и не просто гордости, а гордыни )))) "-  не припишу, у самого  грехов достаточно, чтобы о чужих думать.

С уважением (искренним) "администратор"!

 

Письмо 5

 

Вот почитал все выше изложенное и понял , что священник просто не когда заниматься обычными людьми. Конечно 2 недели с хором мальчиков - это на много большая миссия чем спасение человеческой души. Сколько уходит людей из церкви - потому-что у священников не хватает времени , и из исповеди в исповедь они говорят одно и тоже. И где воспитание приемников чтобы жизнь священников была легче. Кто ни будь, вел когда нибудь статистику , сколько молодых людей уходит из за грубости отцов, и их недосказанности. И потом что это за слово статистика я это отказываюсь понимать , статистика есть на предприятиях , по производству , и т.д и т.п., а какая может быть в церкви статистика (это юридический термин)- если вы сами пишите , что церковь это малое стадо. Что касается протестантизма , не ужели вы не видите , что мы идет к этому более мелкими шагами , ведь часто даже священники толкуют евангелии так как удобно им в данной ситуации (замете ,что я не говорю о существенных разногласиях ,но каждый священник может истолковать одно и тоже зачало по разному). А по поводу крещения и венчание , разве здесь можно во главу угла ставить деньги . Я не давно в вашей церкви крестил сына , так вот у нас был не крещенный крестный , и ваш священник любезно предложил окрестить крестного , а потом у же ребенка (только мол платите деньги ) , так вот к чему это я , как говорит профессор Осипов , такие священники совершают формальное крещение , пытаясь заставить сойти духа святого на людей .Не которые приходы при вращаются в не плохой доход , пример , крещение стоит 1600 рублей + стоимость СВ. о крещение которое в эту сумму не в ходит + свечи + крестильный набор купить рекомендуется и мы видим как 1600 , превращается в 2700 . И конечно если ты пожертвуешь батюшки на приход энную сумму , то на тебя на этом приходе смотрят как на искоску и все тебе прощают . И по пробуй заплатить меньше. ( в вашем приходе сталкивались) Так что думать вам куда вы ведете народ .

Андрей.

 

 

Добрый вечер, Андрей!

Простите за просьбу: найдите, пожалуйста, у Алексея Ильича Осипова лекцию, где он говорит какого возраста должен быть крестный (некрещенный разумеется) и пришлите нам ссылочку, а то как-то запамятовалось…

Ну а что касается денег за крещение и венчание, то я с Вами очень даже согласен: деньги ни в коем случае нельзя ставить во главу угла! И таинства эти надо совершать бесплатно. Да-да, бесплатно! Свечи, конечно, приобретаются храмом за деньги, свидетельства тоже; без крестильного набора в принципе можно обойтись: в итоге можно окрестить ребеночка (да и взрослого тоже) - за 7руб. (ну , если купить 1 свечку и отказаться от свидетельства). Билет до Карачарово и обратно обойдется в 42руб. Итого 49руб.

Правда, можно и на свечке сэкономить. А если пешком?  Вот такая бухгалтерия…

Уверяю Вас, если попросить окрестить бесплатно любого (!) батюшку - окрестит! Ну а если мяться будет и намекать - сразу благочинному или епископу (лучше в Митрополию) - мало не покажется такому батюшке!

Да вот незадача:  предположим, прихожу в храм крестить своего сына (у меня трое детей) и думаю сколько же мне заплатить? - крестят-то бесплатно. Попросить окрестить бесплатно - стыдно - что я не мужик, что ли?; сто рублей дать - неудобно как-то - тут бабушки- пенсионерки на столько свечки берут; может тысячу? - тоже, вроде не то : друзей пригласишь на шашлычок - в две- три тысячи уложишься, а тут сына своего крещу! Раз в жизни! Перед сыном неловко… Может десять тысяч? - да зарплата у меня такая, есть нечего будет. Сколько же  заплатить -то? К батюшке: "Батюшка, сколько крещение стоит?" - теперь тот смущается: "Скажу сто рублей," - думает -"чем зарплату платить работникам буду? Сам-то я как-нибудь матушке своей объясню… Скажу 1000 - завтра судачить будут по городу: эк дармоед наживается, ни стыда, ни совести... "

Да- да, нужно батюшке с семьей питаться (далеко ходить не надо - есть по 7, есть по 9, есть и по 12 детей), зарплату платить работникам (правда, старушки - пенсионерки и так обойдутся, а как быть с молодым соцработником или катехизатором- миссионером, которые по благословению Патриарха в храмах должны быть?), да за коммунальные услуги государство три шкуры… А Митрополия, простите, "Святым Духом питаться" будет? А тут еще многодетные семьи на приходе, кто- то из стариков заболел, помочь бы… А ремонт? - тут штукатурка осыпалась, крыша потекла, стекло разбили… Да иконы надо заказать ("писаная" икона примерно $300),  ведь храм это образ рая на земле; облачение прохудилось - оно ведь не из марли шьется, материал ох как дорог (церковь практически неизменно сохраняет вид облачения с 3-го века!)…

Да, Андрей, вот такая бухгалтерия. Зимой еще не каждый рискнет крестить свое чадо, да и отдыхающих мало. Вот наши бабушки и выручают.

А что касается цен, то 1600 руб. это не цена, а ориентировочное пожертвование, назначаемое Митрополией для того, чтобы ни у кого голова не болела. Так что ничтоже сумняшеся идите к батюшке и сообщите о безобразии, которое творится в нашем храме, ведь Вы теперь теоретически подкованы…

Помоги Вам Господи, Андрей!

P.S. За годы гонения церкви большевики изъяли из храмов ценностей на 100 (!) годовый бюджетов страны! Понимаете ли о чем идет речь? - страна как минимум до 2020 г. могла бы на эти деньги безбедно существовать...

 

 

Письмо 6.

 

Здравствуйте, админ и участники данного обсуждения. Хотелось бы внести со своей стороны некоторые поправки и ясность в цели данного обсуждения, которые мне видятся. Так как админ, не оставил своих комментариев на этот счет и я являюсь, похоже, зачинщиком темы. Зайдя на данный сайт, я хотела оставить комментарий, а ни в коем разе не ввергать всех ее участников, в бесполезную критику священства и нашей Церкви, тем самым ввергая кого-то в соблазн. Кто внимательно читал мой первый комментарий, то обратите внимание, что мое обращение было в первую очередь к людям, пришедшим в храм и прихожанам со стажем. Остальное получилось, как следствие беседы с админом, а не намеренные высказывания против батюшек или еще кого-то. Давайте будем рассудительными и адекватными, и тем более не переходить на личности. Если мы зашли на сайт данного храма, это совсем не значит, что теперь выскажем в их адрес все свои непонимания и претензии, которые у нас накопились вообще в церковной среде. Так как со всем этим можно обратиться практически в любой приход. Да и просто, это элементарное проявление не уважения к людям. Это не правильно. Не говоря о том, что между нами христианами так не должно быть, пусть не лучшими, но все- таки. Да, в церковной среде, есть ошибки и недочеты, но Церковь это живой организм, который живет и развивается, здравствует и болеет. Поэтому впадать в крайности не нужно, мол, все только хорошо или все только плохо. Как говорится не ошибается только тот, кто ничего не делает. И не стоит забывать, что приход это не только батюшка и дьякон с причтом, но и мы с вами прихожане. И рассматривать и делить одно от другого не следует, так можно долго говорить обо всем и не о чем. Говорить о том, что наша Церковь превращается в коммерческую организацию тоже не совсем корректно, на мой взгляд. Хотя имеет месту быть и такому. Но и согласитесь, зачастую мы простые прихожане сами первые участники этой коммерции. Все знают, что в храмах есть требы и это нормальная практика. И Бог заповедовал материально поддерживать свой приход. Другое дело, если у Вас, нет денег, то можно и нужно, об этом сказать священнику, он поможет Вам совершенно бесплатно. И повторюсь, дело не в количестве записок, свечей и поклонов, а в их качестве. И если Вы освятили квартиру или машину, а сами ведете там не подобающий образ жизни (материтесь, к примеру), то знайте, Вы действительно напрасно потратили свои силы, время и деньги. Если Вы заказали сорокоустов по всем монастырям за себя и своих близких; поставили свечей ко всем иконам и самых дорогих, а сами не понудили себя к помощи этим близким и борьбе со своим, хотя бы одним грехом (курению, к примеру), то и здесь Вы напрасно потратили деньги. К чему все это пишу, еще раз хочу обратить внимание, что под внешним, надо соблюдать внутреннее, а иначе теряется всему смысл. И Бог зрит на сердце человека и на его намерения, а не на размер пожертвования. Вспомним притчу о лепте вдовы. Если уж нам дали слово, то давайте попробуем без лишних эмоций, а с рассуждением подойти к данной теме. И не правильно сейчас будет вешать все тяжким грузом на шею батюшек и людей, которые ему на приходе помогают, ведь и без нашего участия и труда, простите, и сам Бог в рай нас не введет. На то они и приходы, чтобы вместе спасаться. Друг друга тяготы носите. Может лучше конкретно излагать свои мысли, чтобы Вы хотели изменить на приходах и каким Вам видится решение проблем. Задаваться целью, что мы сейчас изменим всю православную среду, конечно, нет смысла, но на уровне приходов нашего города, может что - то из этого и получится. И конечно все в рамках разумного, не надо перекраивать все и вся, только вносить коррективы. В конце концов, над всеми нами Бог и он помогает нам, а не мы руководим. И последнее слово все-таки оставлять за священником, он пасет стадо Божье и ему давать ответ Богу не только за себя, но и за всех нас еще. Иначе все обсуждения сведется к пустословию, а у батюшек глядя на это, руки опустятся ото всех мнений своей взбунтовавшейся вопиющей паствы. Просьба админов не бросать нас в этой дискуссии, поправьте, если, что-то не так, хотя бы иногда выходите. Может даже, напишете правила, которых участникам надо придерживаться, чтобы не получилось хаоса. Мне лично нравится, что можно так вот сейчас многое обсудить. За, что огромное человеческое спасибо. Надеюсь, что каждый здесь возьмет только полезное для себя. Может создать, что- нибудь вроде форума. Просто со временем, будет тяжело читать такие длинные комментарии. Их надо сократить до разумных размеров. Помоги всем нам Бог в этом маленьком, но важном, как мне кажется, деле. Не будем, только упрекать друг друга, а постараемся услышать и тогда, Бог, видя наши добрые намерения, поможет нам достигнуть единомыслия. Админу и батюшкам на этом приходе приношу мои искрении извинения, если чем задела и обидела. Видит Бог, я совсем преследовала другие цели. Всем удачи и еще раз призываю, давайте будем рассуждать, а не впадать в крайности.

Марина

 

 

Спаси Вас Господи, Марина!

Комментарии большие, наверное, потому, что люди не безразличны к данной теме, наболело. Тема -то действительно важная!

Раньше был форум, но из-за хулиганских выходок, нецензурщины и так называемых спам-ботов (программ, рассылающих либо рекламу, либо "белиберду") пришлось закрыть. Особенно и не жалели и из-за пассивности православных читателей.


Назад к списку